Мощный старт ожидается в марте – именно тогда Третьяковская галерея планирует открыть выставку работ российского символиста, модерниста Александра Головина. Он участвовал во всех значимых проектах Серебряного века: сотрудничал со знаменитым продюсером Дягилевым, оформляя спектакли его зарубежных "Русских сезонов", был одним из авторов русского павильона на Всемирной выставке в Париже, кроме того, занимал пост главного художника Императорских театров Петербурга. К формированию экспозиции работ Головина "Третьяковка" привлекает более двух десятков музеев и частных собраний, откуда прибудут театральные костюмы, декорации, эскизы, живописные полотна мастера. "Он умел стирать грани, отделяющие жизнь от мира искусства, и этим прекрасен", - считает искусствовед Ида Гофман:

"Реальный пейзаж у него выглядит точно так же, как театральная декорация. Человек у него предстает не сидящим перед вами, а в своем мире – как бы на сцене. Он театр сделал формой поэтизации обычной станковой живописи…"

Русский и голландский романтизм в Третьяковской галерее

 

© Коллаж: «Голос России»

 Героиня совсем иного толка - великий советский скульптор-монументалист Вера Мухина. Это ее 25-метровый монумент "Рабочий и Колхозница" стал символом советской эпохи и сегодня венчает здание музея, расположенного рядом с главным входом во Всероссийский выставочный центр. Это ее Петр Чайковский изящно и величественно восседает перед зданием Московской консерватории. Это ею создана замечательная "Крестьянка" – сильная, мощная женская фигура. Показанная на международной выставке в Венеции в 1934 году, она так понравилась представителям Ватикана, что пришлось подарить скульптуру музею Святого престола. А для Третьяковской галереи, владевшей "Крестьянкой", Мухина сделала второй отлив. "Третьяковка" готовит выставку Веры Мухиной к 125-летию со дня ее рождения.

 
Георгий Костаки. Фото: rupo.ru

Наконец, москвичей ожидает встреча с выдающейся коллекцией собирателя Георгия Костаки. Он получил от своих коллег-коллекционеров прозвище "ненормальный грек", потому что в 50-60-х годах в Советском Союзе, будучи совсем не богачом, скупал произведения русского авангарда: Шагала, Малевича, Кандинского, Татлина, Филонова, Лентулова, Родченко. Это сейчас они признанные корифеи, а тогда работу Шагала, например, можно было приобрести буквально за мешок картошки. Официально авангардисты не считались серьезными художниками, а неофициально… В музей, который Костаки сделал из своей московской квартиры, ломились посетители, и коллекционер был рад такому интересу зрителей. Костаки собрал и сохранил более 2000 шедевров авангарда. Когда в конце 70-х власти вынудили его уехать за границу, большую часть своей коллекции он передал в дар Третьяковской галерее. "Георгий Костаки забрал в Грецию только 20 процентов полотен", - говорит генеральный директор галереи Ирина Лебедева:

"Он понимал: то, что он увозит, это его некая коммерческая составляющая, его возможность как-то решать свои финансовые проблемы. Но, тем не менее, как очень мудрый человек, он понимал, что знаковые вещи должны остаться в собрании галереи".

Два адреса русского авангарда

Позже часть коллекции Костаки, попавшая за рубеж, была куплена правительством Греции и сейчас находится в Музее современного искусства в Салониках. Выставка в Москве воссоединит греческую и российскую части собрания. Она позволит зрителям увидеть многие не экспонировавшиеся в столице работы и оценить талант коллекционера.