Архитектура.

Сибирь - огромный «заповедник» русской народной архитектуры.       Обширность территории, многочисленность и многоликость дошедших до нас памятников, несомненно, являются главными причинами, затрудняющими освоение сибирского наследия. 
 
         

Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова.

 

Тюменский областной краеведческий музей, отсчитывающий свою историю с 1879 года, принадлежит к числу старейших музеев Сибири. У его истоков стоял выдающийся ученый, педагог и краевед, член Русского географического общества Иван Яковлевич Словцов (1844-1907).

 Сейчас здание музея «Городская Дума» находится на Исторической площади Тюмени рядом с Историческим сквером и Исторической набережной. Здание Городской думы, построенное в 30-х годах XIX века, входит в число наиболее самобытных и ярких памятников архитектуры, формирующих облик исторического центра Тюмени. Основой собрания областного краеведческого музея послужили две частные коллекции сибирских древностей. Одна из них была собственноручно собрана Словцовым, другая пожертвована музею известным тюменским купцом и меценатом Николаем Чукмалдиным. Первоначально музей располагался в здании Александровского реального училища, директором которого в тот период являлся И.Я. Словцов. С 1922 года музей находится в здании бывшей Городской Управы.

Строительство каменного здания Городской Думы велось в 1828-1834 гг. на средства горожан по проекту архитектора П. И. Прамана тюменским мещанином Митрофаном Бобковым. Сегодня это здание является памятником архитектуры. Городская Дума была построена в самом центре Тюмени начала 19 века — на месте основания Тюменского острога. Нижний подвальный этаж здания Городской Думы занимали погреба, «устроенные для виноторговли». В двух наземных этажах, сооруженных в стиле русского классицизма, разместились: городская Дума, сиротский и словесный суды, городовой староста, цеховая ремесленная управа и архивохранилище.

Стройность зданию придают высокая лестница, ступенчатый аттик, коринфский портик с массивными колоннами.

В 1871 году местный умелец Алексей Трусов, крестьянин из деревни Онохино, изготовил для здания Думы часы по образцу курантов Московского Кремля. Они располагались над крыльцом входа, и отбивали каждые четверть часа, а также каждый час играли гимн Российской империи.

Сегодня часы молчат, на это не умаляет ни очарования самого здания, ни великолепия и богатства экспозиций одного из старейших музеев Сибири, который сейчас здесь располагается. 

 

Большой Тюменский драматический театр.

 

Площадь 400-летия Тюмени до 1986 года именовалась Театральной. Ныне ее украшает пятиэтажный дворец с парадным фасадом и колоннами. Это новый драматический театр, который тюменцы окрестили «нашим Большим». И действительно: площадь самого большого здания театра драмы России — 36 тысяч квадратных метров.Классическими формами, колоннами, лепниной оно чем-то напоминает московский Большой.

Состоявшееся 14 ноября 2008 года открытие практически совпало со 150-летием театра в декабре. Кстати, история тюменского театра началась еще до появления первого здания. Известно, что в 1858 году петербургский гость выразил восхищение любительским спектаклем. Этот факт был зафиксирован, с него начался отсчет театральной истории города.

Инициатором первых представлений стал купец, городской голова Кондратий Шешуков. Основной целью первых благотворительных любительских постановок был сбор дополнительных средств для женской школы. Первое представление состоялось 9 января 1858 года (27 декабря 1857 года по старому стилю) в зале уездного училища. Эту дату зафиксировала газета «Тобольские губернские ведомости» в своей статье от 8 февраля 1858 года. В постановке, помимо самого К. К. Шешукова, были заняты: купцы Решетников и Прасолов, дочери купчих Злобиной и Юдиной, учители Садков и Яковлев. Играли они, согласно «Тобольским губернским ведомостям», русскую пьесу с танцами. Постановки пользовались успехом, на протяжении года самодеятельные артисты собирали полные залы.

С 1890-х годов попечителем театра стал купец А. И. Текутьев.

За свою историю театр неоднократно менял свое имя. В 1919 году ему было присвоено имя Ленина, а в 1924 году театр стали именовать Камерным. В 1935 году было открыто новое здание и театр назван в честь 17-ой годовщины Красной Армии. В августе 1944 года, в связи с образованием Тюменской области театр стал именоваться областным.

Сегодня часы молчат, на это не умаляет ни очарования самого здания, ни великолепия и богатства экспозиций одного из старейших музеев Сибири, который сейчас здесь располагается. 

 

Дом Машарова Дом Машарова ( ул. Ленина, 24 ) - одно из самых красивых и уютных каменных зданий Тюмени. Уличные фасады особняка густо покрыты декором, но тем не менее ощущения прегруженности не возникает. Кроме того большие прямоугольные окна особняка вносят ощутимый порядок в организацию фасадов, являются их основным элементом. Большую роль в архитектонике фасадов играет профилированный карниз, поддерживаемый кронщтейнами. Над кронштейнами сверху поставлены кирпичные столбики, между которыми укреплена ажурная металлическая ограда. Рисунок ограды соответствует стилистике модерна.

В отличие от традиционных жилых домов главный вход в дом Машарова устроен с улицы. Вестибюль выявлен на фасаде небольшим ризалитом с аттиком. Дверной проём имеет арочную форму. Над ним устроен большой козырёк сегментной формы ( на фото не показан ), поддерживаемый ажурными металлическими консолями. Это железное кружево украшает и улицу. Подобные металлические козырьки стали распространёнными в России с конца XIX века. В то время стало престижным иметь оригинальное, не похожее на соседнее крыльцо. Каждое выходящее на улицу окно обрамлено большим наличником с подоконной лепной гирляндой.

 

Дом Иконникова Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова ( ул.Республики, 19 ). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе.

Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно- ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой ( на фото не показан ). венчающий фасад ризалита. Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проемами.

Гостиный двор Строительство большого Гостинного двора в 1835 году на несколько сотен лавок свидетельствовало об укреплении купеческого сословия в Тюмени. Кирпичная кладка стен здания строителями велась аккуратно, с расшивкой швов, чтобы не требовалось оштукатуривания стен. Фасад краснокирпичного здания ( ныне окрашенного ) был украшен белоснежными архитектурными элементами. Углы здания были выделены удлинёнными рустами, аркада выполнена в виде простых прямоугольных устоев, завершавшихся импостами, на которые опирались арки. Арочные проёмы подчёркнуты архивольтами с декоративными замками в зените. Карниз очень низко, почти над самыми арками, опоясывал всё здание. Выразительность аркады как ведущего архитектурного мотива исключала применение большого числа декоративных деталей.

Народный дом ( или дом Благородного собрания) Народный дом ( или дом Благородного собрания ) был построен на средства купца Трусова, как дом для народа высоконравственной элиты Тюмени : купцов и промышленников, которые были меценатами культуры и принимали прямое участие в развитии города. И по праву высшее общество в Тюмени называлось благородным. В этом доме собирались видные деятели Тюмени для проведения деловых встреч, а также для отдыха : проведения праздничных балов и культурных вечеров.

 
Знаменский Кафедральный Собор Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания : приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.


 

 
Спасская церковь Спасская церковь одно из самых красивейших зданий в Тюмени, построенное в весёлом узорчатом Русском стиле архитектуры XVII века. В Тюмени нет ни одного такого архитектурного сооружения, столь прекрасно и гармонично насыщенного декоративными архитектурными элементами, где, казалось бы, продумано архитекторами всё, что можно продумать для идеального украшения фасадов


 

 
Гармоничное сочетание архитектурных элементов фасадов делает здание очень привлекательным для созерцания и внимательного зрительного изучения. Но вот уже около 85 лет оно находится в запущенном состоянии. История постройки Спасской церкви очень интересна. Есть в ней и один примечательный факт : купцу, желавшему построить самое великолепное здание в Тюмени, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы церковь стояла именно здесь : он дал большую взятку тогдашним властям города.
 
 
Александровское реальное училище Александровское реальное училище одно из лучших в России построено по проекту петербуржского художника- архитектора Воротилова. Архитектура Реального училища эклектична. Большое двухэтажное здание, поднятое на высокий цокольный этаж, дробно расчленено в плане. Такой же дробностью и даже случайностью набора элементов отличаются декоративные элементы фасадов. Центральная ось их отмечена выступом ризалитом, увенчанным ступенчатым аттиком ( надкарнизной ограждающей стеночкой ); угловые ризалиты завершаются прямыми аттиками.


 

 
Дом Высоцкого ( он же : дом Дмитриевых и дом Князева ) В 1880-е годы каменное строительство в Тюмени резко активизировалось. Большие особняки, купеческие лавки, казённые здания стали один за другим появляться на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой декоративной перегруженностью, вполне, впрочем, соответствовавшей той раскованной общественной жизни города, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития частного предпринимательства.
 
 
Здание Банка Здание Банка - одно из самых привлекательных и ярких в Тюмени. В настоящее время оно является отделением тюменского филиала СБРФ. Раннее, в Царской России, это здание тоже являлось Банком. Оно состояло и состоит сегодня из двух частей : двухэтажного корпуса и одноэтажного операционного зала. Что интересно, построены они были немного в разных стилях, но в то же время, имеют общие черты и тем самым создают прекрасное единство.


 

 
Сочетание элементов, выполненных в стиле модерн с неоклассическими характерно для здания операционного зала банка. Это крупно и лаконично решённое одноэтажное здание постороено по архитектурным законам классицизма : в простенках окон на простых постаментах полуколонны дорического ордера, на эти полуколонны опирается упрощенный, состоящий только из архитрава и карниза, антаблемент. Плоскости стен рустованы ; под окнами устроены прямоугольные ниши.


 

 
Но надоконные замковые элементы в здании украшены гипсовыми женскими головками, характерными для стиля модерн. И это придало классически-ордерному фасаду необычную свежесть и привлекательность. Этот пример ещё раз свидетельствует о том, что и классицизм, и модерн являлись стилями эстетически открытыми, способными к определённому взаимовлиянию. В операционном зале сохранился лепной декор, использующий мотив гирлянд.


 

 
Здание Администрации Тюменской Здание Администрации Тюменской области выполнено в традициях классической ордерной архитектуры. Шестиколонный портик коринфского ордера чётко контрастирует со стеной, решённой нейтарально и оживлённой лишь плоскими пилястрами. Глядя на здание, ещё раз удивляешься жизненной форме классических форм.